Секреты китайского праздника весны – Чуньцзе

05.02.2016 в 17:00 открылась красочная выставка, посвященная, приближающемуся празднику Нового года по Восточному календарю.

Выставка работ народных мастеров и художников современного декоративно-прикладного искусства Китая, проводиться в рамках международного культурного обмена между г.Хабаровском и г.Цзямусы, организованна факультетом искусств, рекламы и дизайна, Педагогического Института. ТОГУ (куратор Мартынова Н.В.) и Ассоциацией культурной индустрии г.Цзямусы (руководитель ассоциации господин Лю Жунцзян), партнеры ХСОД (директор Ройтман З.П.) и КГБНУК ХКМ им.Н.И.Гродекова, при поддержке Министерства культуры ХК.

Более 20 художников Ассоциации культурной индустрии г.Цзямусы приняли участие в выставке, около 100 экспонатов будут представлены зрителям. Данная выставка имеет разноплановый характер: от традиционных парных каллиграфических надписей-пожеланий на бумаге, вееров, художественных вырезок - чонхуа, лубочных картин-благопожеланий-няньхуа, фигур теневого театра и медных изделий в технике клуазоне, до изделий из рыбьей кожи народности ходжэ и предметов из срезов маньчжурского ореха, а также сувенирных изделий Китая.

Не только традиционные, но и представленные современные изделия могут быть интересны зрителю, так как отражают художественные процессы, происходящие в современном декоративно-прикладном искусстве Китая. Экспонаты представленные на выставке выполнены народными мастерами Ассоциации г.Цзямусы, а также из частной коллекции Мартыновой Н.В., ее творческие работы из коллекции "Китайский гороскоп" выполненные в технике художественной вырезки из бумаги, и коллекция сувенирных изделий ХРОО ХСОД.

Народный праздник всегда важное и необычайно интересное событие, так как несет в своей основе представления и обычаи, складывающиеся на протяжении длительного исторического времени. Китайский новый год – это одно из самых ярких событий в культурной жизни страны и каждой семьи. Долгожданные дни праздника объединяют людей связанных кровными узами, дают возможность почувствовать единение, а также вспомнить о старших членах семьи и друзьях. Это дни, к которым тщательно готовилась каждая семья, начиная с глубокой старины. С празднованием нового года издавна связано множество традиций и ремесел. Художественное вырезание композиций из бумаги – один из древнейших видов народного творчества Китая. Ажурные бумажные изображения («чуан хуа» - оконные цветы) были обязательным украшением традиционного жилища каждой семьи в новый год. На выставке можно видеть традиционные новогодние лубочные картинки «няньхуа», которые также отражают пожелания благополучия и счастья, здоровья и достатка в семье. С глубокой древности было принято писать новогодние пожелания, исполненные искусными каллиграфами. Графические композиции воплощают в себе не только сокровенный смысл исполнения пожелания, но и одновременно являются превосходными в художественном отношении произведениями искусства. Выставка дает некоторое представление о знаменитом китайском театре теней, пользовавшегося на протяжении многих веков большой популярностью у жителей Поднебесной. Китай многонациональная страна, где стараются сохранить традиционные ремесла характерные для каждого этноса. Интерес представляют, выполненными современными мастерами хэчже (нанайцы) изделия из рыбьей кожи. В экспонируемых на выставке современных произведениях, сочетаются мастерство исполнения и художественный вкус, а также сохранение технико-художественных особенностей и традиций искусства Китая.

В Китае во время празднования Нового года традиционно на ворота и двери приклеивают рифмованные двустишия. Как правило, каллиграфически пишут их на красной бумаге. Каллиграфия («шуфа» кит.) в странах Дальнего Востока считается видом искусства. Она образует синтез с классической живописью и выполняется на свитке или альбомном листе, дополняя художественно-образное решение произведения. Техника написания иероглифов часто прослеживается в исполнении живописных образов. Более того каллиграфия выступает как самостоятельный вид искусства. Основные стили каллиграфии складываются в эпоху династии Хань (206 до н.э. – 220 н.э.). Китайская живопись через иероглифику оказалась неразрывно связана с китайской поэзией. Иероглиф – прекрасная и совершенная графическая художественная форма, которая должна быть написана безукоризненно на одном дыхании, одним точным прикосновением кисти. С точки зрения китайцев, способность оценивать и восторгаться каллиграфической надписью, прямо связана со способностью человека, видеть красоту окружающей его живой природы. Общие свойства китайской иероглифики, проистекающие из ее природы как художественного графического образа, предопределили качественное своеобразие всей китайской словесности, в первую очередь художественной литературы, начиная с поэтического творчества. Китайский иероглиф имеет не только символически смысловое, но и изобразительно-орнаментальное значение. В его основе лежит связь с формами реально существующих предметов.

На выставке представлены вазы и другие современные декоративные изделия, в основу которых положен такой материал, как распиленная на тонкие срезы скорлупа маньчжурского ореха. В настоящее время изделия из этого материала изготавливаются в мастерских художественных промыслов и ремесел Северного Китая. Характерно, что форма этих изделий повторяет разработанные еще со времени средневековья наиболее распространенные формы ваз и сосудов. Достаточно беглого взгляда чтобы заметить характерные для Китая растительные мотивы природы. В очертаниях форм изделий можно видеть бутоны цветов, тыкв горлянок, персиков и т.д.

Вазы из спилов скорлупы маньчжурского ореха дают богатую светотеневую игру фактуры. Тончайший природный узор фрагментов скорлупы ореха подгонялся настолько тщательно, что создавался эффект сплошного без разрывов тонкого кружева. В лучших своих изделиях китайские мастера достигают органического единства в сочетании формы, навеянной растительными образами самой природы и красотой материала, также созданного природой.

Организаторы:
ФИРиД, ПИ, ТОГУ
Куратор проекта Мартынова Н.В.
Ассоциация культурной индустрии г.Цзямусы, Городской музей г.Цзямусы (КНР) Куратор проекта Лю Жунцзян

Партнеры:
ХРОО ХСОД, ХКМ им. Н.И.Гродекова

Место проведения:
ХКМ, ул Шевченко, 11, зал № 6